
Открытость контрольно-счетных органов регионов - 2022 год
По результатам анализа за 2022 год сделаны следующие основные выводы в области открытости КСО.
- Снизилось количество КСО с низкой информационной открытостью: с 45 КСО в 2021 году до 32 КСО в 2022 году;
- В 2022 году количество КСО со средней оценкой открытости выросло в 2 раза (с 23 до 40 КСО)[1];
- Обострилась конкуренция в группе КСО с высокой оценкой открытости. Так, разница между местами по многим КСО составила от 0,5до2 баллов;
- КСО по-прежнему слабо присутствуют в социальных сетях.
- Большинство КСО не публикует свои отчеты.
- У половины КСО сайты не адаптированы под мобильные устройства.
- У большинства КСО не защищены сайты.
- Почти половина КСО не ответила на наш запрос информации.
- КСО не использую простой и ясный язык в своей деятельности.
- По-прежнему у существенного процента КСО нет поиска и версии для слабовидящих.
Победители 2022 года
Контрольно-счетная палата Воронежской области – лидер в сфере открытости информации среди контрольно-счетных органов регионов за 2022 год.
2 место — Контрольно-счетная палата Республики Адыгея;
3 место — Контрольно-счетная палата Чувашской Республики.
Отдельно хотели бы отметить прогресс Контрольно-счетной палаты Республики Адыгея: с 17 места по итогам 2021 года до 2 места за 2022 год, а также Контрольно-счетной палаты Забайкальского края: с 29 места до 4 места.
места с 4 по 10
- Контрольно-счетная палата Забайкальского края
- Счетная палата Красноярского края
Контрольно-счетная палата Пермского края;
- Счетная палата Республики Татарстан;
- Государственная счетная палата Республики Марий Эл;
Контрольно-счетная палата Республики Хакасия;
Контрольно-счетная палата Республики Башкортостан;
- Контрольно-счетная палата Республики Коми;
- Счетная палата Республики Бурятия;
- Контрольно-счетная палата Волгоградской области.
Содержание
Введение
Студенты Высшей школы государственного аудита Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова представляют доклад «Открытость контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации – 2022».
Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации (далее — КСО) являются постоянно действующими органами внешнего государственного финансового контроля и образуются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Исследование открытости КСО проводится второй год и представляется особенно значимым с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон № 6 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». Так, в 2021 году[1] статья 4 закона о КСО, посвященная принципам деятельности данных органов, была дополнена принципом открытости.
Актуальной является и оценка деятельности КСО по критерию «Открытый диалог» в связи с подписанием Президентом РФ в июле 2022 г. федерального закона, которым устанавливается обязанность государственных и муниципальных органов создавать и вести свои аккаунты в социальных сетях. Впоследствии, распоряжением от 2 сентября 2022 г., Правительство РФ определило «Вконтакте» и «Одноклассники» в качестве социальных сетей, где публичным органам будет необходимо размещать в доступной форме информацию о своей деятельности.
Безусловно, такой шаг будет способствовать улучшению взаимодействия общества и публичных органов, создаст условия для информированности о работе ведомств более широкой аудитории. Кроме того, использование привычных и популярных для граждан средств коммуникации позволит открыть новые формы вовлечения общественности в деятельность государственного сектора.
В рамках проведенного анализа мы отмечаем положительные тенденции в открытости КСО за последние два года:
— больше КСО стали размещать отчеты о контрольных мероприятиях;
— КСО активно обновляют дизайн своих сайтов, что повышает удобство их пользования;
— стало больше простой и ясной информации.
По отношению к 2021 году мы внесли коррективы в исследование в части расширения критериев, подлежащих оценке. Так, были добавлена оценка мобильных версий сайтов, наличие политики конфиденциальности и другие аспекты деятельности. При этом мы убрали часть критериев, которые были непонятны КСО в прошлом докладе.
За два года мы увидели разделение КСО на две группы. Одна активно внедряет и переформатирует свою деятельность под требования открытости, другая же, наоборот, не производит никаких изменений в деятельности.
Уверены, что данный доклад поможет КСО взглянуть со стороны на свою деятельность в области открытости и совершенствовать деятельность в этом направлении.
Мы открыты для диалога, чтобы методология оценки открытости контрольно-счетных органов стала лучше и была принята полностью КСО.
Будем рады услышать ваши замечания и предложения по адресу электронной почты: kso@audit.msu.ru. Сайт нашего проекта: https://openkso.ru.
[1] Федеральным законом от 01.07.2021 г. №255.
Открытость информации
Первое направление оценки открытости контрольно-счетных органов – это открытость информации. Определение данного понятия имеется в разных актах международных организаций и в научных кругах.
Мы, как студенты и будущие специалисты в разных областях экономики и права, понимаем под открытостью информации контрольно-счетных органов обеспечение жителей регионов полными сведениями о деятельности контрольно-счетных органов посредством их размещения в сети «Интернет» и социальных сетях. Региональные бюджеты России являются открытыми, в них нет закрытых статей расходов. На основании чего нет и ограничений для размещения информации.
Органы государственной власти субъектов России активно придерживаются открыто-ориентированного подхода к освещению их деятельности для жителей регионов. В такой работе, как показало исследование, контрольно-счетные органы не участвуют.
Однако КСО – это органы внешнего государственного финансового контроля, образуемые законодательными (представительными) органами власти региона. И они, как никто другой, могут служить эталоном открытости для жителей и органов государственной власти соответствующего региона.
В основу методологии оценки открытости был положен анализ и экспертная оценка сайтов контрольно-счетных органов регионов.
Также исследовательская группа провела эксперимент с направлением запроса информации в контрольно-счетные органы в соответствии с Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее – Федеральный закон № 8-ФЗ).
Авторами использовались следующие критерии оценки.
Критерий оценки | Баллы |
Наличие контактов на сайте | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие почтового адреса, по которому можно направлять запросы и обращения | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие электронного адреса для направления запросов и обращений | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие функционала поиска по сайту | 1 балл – да; — 5 баллов – нет |
Наличие возможности определить дату и время размещения информации, а также дату и время последнего изменения информации | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие деклараций о доходах должностных лиц КСО за 2021 год | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие информации о структуре КСО | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие сведений о полномочиях КСО, задачах и функциях структурных подразделений органа | 1 балл – да, размещена полная информация; 0.5 баллов – да, но размещена неполная информация; 0 баллов – нет |
Наличие биографии председателя КСО | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие сведений о руководителях КСО | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Размещение информации о Внутреннем финансовом аудите за 2021 год | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие информации о кадровом обеспечении КСО | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие информации о работе КСО с обращениями за 2021 год | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие на сайте информации об используемых информационных системах, базах и реестрах в КСО | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие отчета о деятельности КСО за 2021 год | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Время сбора информации
| 1 балл — меньше 10 минут; 0.5 баллов — 11-20 минут; 0 баллов — более 20 минут |
Размещен классификатор нарушений | 2 балла – да; 0 баллов – нет |
Размещены стандарты деятельности
| 2 балла – да; 0 баллов – нет |
Размещены отчеты о контрольных мероприятиях за 2021 год | 10 баллов – да; 0 баллов – нет |
Размещены представления и ответы на них, либо краткая информация об их выполнении | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие краткой информации о мероприятиях | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Краткая информация дает представление о мероприятии: есть общие выводы, выявленные нарушения, рекомендации, сведения о проверяемых объектах и т.д. | 1 балл — можно понять, в чем состоит суть и основное содержание мероприятия, есть характеристика проверяемой сферы, используется ясный и простой язык для жителя, не разбирающегося в финансах; 0,5 балла – в информации есть отдельные элементы, информация публикуется ближе к акту проверки; 0 баллов – размещается лишь информация о том, что в соответствии с планом проведено мероприятие, и какие документы направлены по итогам его проведения |
Размещен план работы КСО и указаны внесенные в него изменения | 2 балла — план и изменения; 1 балл — только план; 0 баллов — не размещено |
В плане работы есть объекты мероприятия, срок проведения (месяц) | 2 балла — есть; 1 балл – представлены данные либо только по объектам, либо только по сроку; 0 баллов – сведения по критерию отсутствуют |
Наличие стратегии деятельности или иного понимания ориентиров развития КСО, его позиционирования в обществе | 2 балла – да; 0 баллов – нет |
Наличие в стратегии деятельности раздела про открытость информации | 2 балла – да; 0 баллов – нет |
Сведения об использовании КСО выделяемых бюджетных средств | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Реакция на запрос информации | 2 балла – да; 0 баллов – нет |
Оценка вопроса №1 из запроса, ответ раскрывает запрашиваемую информацию | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Оценка вопроса №2 из запроса, ответ раскрывает запрашиваемую информацию | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Оценка вопроса №3 из запроса, ответ раскрывает запрашиваемую информацию | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие на сайте версии для слабовидящих | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Наличие обратной связи и возможность пользователей запросить данные через специальную форму на сайте | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
размещена политика конфиденциальности | 1 балл – да; 0 баллов – нет |
Оптимизация сайта под мобильные устройства | 5 баллов – да; 0 баллов – нет |
Наличие сертификата безопасности | 2 балла – да; 0 баллов – нет |
Наличие переадресации с http на https | 2 балла – да; 0 баллов – нет |
В 2022 году мы отказались от критерия «наличие краткой информации о КСО», так как почти все КСО, за некоторым исключением, просто делают выжимки из закона, либо дают историю развития КСО. Считаем важным объяснить пользователю, что такое КСО, простым языком. Кроме того, часто от имени КСО выступают мошенники для кражи средств у населения. Жители попадаются «на удочку», так как не знают, чем занимается КСО. У них есть только ассоциации с названием: контрольная палата.
Призываем размещать на сайте небольшой абзац про КСО, например:
«Контрольно-счетная палата – орган внешнего контроля в нашем регионе. Мы следим, чтобы расходы регионального бюджета направлялись по целевому значению, доходы росли, а больницы и школы строились вовремя и в нужном месте. Мы отрыты для диалога с гражданами и обществом. Нам можно написать по вопросам исполнения регионального бюджета».
- Оценка сайтов контрольно-счетных органов
4.1. Критерий «Наличие контактов на сайте»
Контактный телефон, адрес электронной почты, адрес для корреспонденции и фактический адрес размещены на сайтах всех КСО. В двух КСО напрямую контакты не размещены на сайте.
Хорошая практика
Размещать раздел «контакты» в видном месте, чтобы пользователю не было необходимости искать его на сайте.
Например:
В данном примере контакты размещены в шапке сайте. Отдельно отметим, что меню закреплено наверху (липкое меню). Пользователь, который хочет к вам обратиться, быстро сможет это сделать, что создаст положительный образ от использования вашего сайта. Дополнительно, липкое меню позволяет быстро нажать нужный раздел сайта в любом месте страницы.
4.2. Критерий «Наличие почтового адреса, по которому можно направлять запросы и обращения»
Все КСО предоставляют гражданам возможность отправки запроса или обращения по почте России.
4.3. Критерий «Наличие электронного адреса для направления запросов и обращений»
У всех КСО (кроме одного) на сайте есть адрес электронной почты для отправки обращений и запросов.
Хорошая практика
Размещать адрес электронной почты и телефон в шапке сайта, чтобы пользователю не было необходимости искать его на сайте.
Например:
Здесь адрес электронной почты и телефон закреплены в шапке профиля. В таком случае пользователю удобно сразу увидеть контакты без перехода в специальный раздел.
4.4. Критерий «Наличие функционала поиска по сайту»
85 |
У 76% КСО есть функционал поиска по сайту, в то время как у 25% его нет. В связи с отсутствием динамики по данному показателю мы ввели понижающий балл КСО, у которых нет поиска на сайте.
Наличие функционала поиска по сайту является критическим для сайта. Скорее всего, пользователь, который не может найти информацию, покинет ваш сайт.
Хорошая практика
Размещать поиск (иконку или строку) в шапке сайта, чтобы пользователю не было необходимости искать его на сайте. Сейчас, у некоторых КСО поиск есть, но только на главной странице, либо он «спрятан» где-то сбоку. Все это приводит к дополнительным тратам времени на сайте.
Например:
4.5. Критерий «Наличие возможности определить дату и время размещения информации, а также дату и время последнего изменения информации»
Критерий предполагает оценку наличия на сайте под любым текстом, документом, новостными блоками даты и времени размещения информации, а также даты и времени внесения изменений. Наличие этих сведений необходимо для актуализации и идентификации размещенной информации.
Большинство контрольно-счетных органов (67 КСО) не отвечают данному критерию и не предоставляют актуальную информацию пользователям.
Наличие такой возможности присутствует только у 18 КСО (21%).
Пример положительной оценки по критерию:
4.6. Наличие деклараций о доходах должностных лиц КСО за 2021 год
В соответствии с Федеральным законом №273-ФЗ «О Противодействии коррупции» граждане, претендующие на замещение должностей, связанных с коррупционными рисками (в данном случае — осуществление контрольной деятельности), должны ежегодно заполнять декларация о получаемых доходах и имеющемся имуществе. Публикация данных деклараций в свободном доступе позволяет общественности следить, чтобы сотрудники контрольного органа не имели возможности к незаконному обогащению, а также в целях избегания конфликта интересов.
Соответственно, данный критерий соответствует требованию российского законодательства и отражает один из аспектов открытости и публичности деятельности КСО.
На сайтах 81 из 85 КСО данная информация размещена и представлена в полном объеме, а трех информация по данному критерию отсутствует, в одном – не актуализировалась за 2021 год.
4.7. Критерий «Наличие информации о структуре КСО»
Критерий позволяет оценить удобство ознакомления пользователя со структурой контрольно-счетного органа, наглядно представленной либо в виде таблицы, рисунка, либо в текстовой форме. Бесспорно, удобнее ознакомиться со структурой, если она представлена в виде таблицы.
Наличие информации о структуре предполагает удобный поиск на сайте необходимого раздела «Структура КСО», в котором четко и наглядно в виде иерархии выстроены глава контрольно-счетного органа, заместители, структурные подразделения.
Информация о структуре присутствует на сайтах почти всех КСО.
Хорошая практика
Размещать структуру КСО в интерактивной схеме, в которой можно кликнуть интересующую структуру и откроется новая страница с информацией о ней.
Например:
4.8. Критерий «Наличие сведений о полномочиях КСО, задачах и функциях структурных подразделений органа»
Данный критерий позволяет оценить наличие и полноту информации о работе КСО.
Наличие сведений о полномочиях КСО позволит пользователям, не имеющим отношения к сфере аудита и контроля, понять, в чем суть деятельности контрольно-счетных органов. Например, для чего они созданы, какие функции и задачи выполняют, чем занимаются структурные подразделения, и почему необходимы именно эти структурные подразделения.
По итогам проведения анализа можно сделать вывод, что на сайтах большинства контрольно-счетных органов субъектов РФ данная информация присутствует не в полном объеме и информационное содержание требует более структурированного и подробного изложения.
Однако существуют примеры положительных практик, как, например, сайт КСП Москвы, функционирующий в формате удобного и информационно наполненного виджета.
Например:
Многие КСО субъектов Российской Федерации публикуют лишь сведения о полномочиях КСО, не раскрывая при этом задачи и функции каждого структурного подразделения.
У 51 КСО (60 %) на сайте нет исчерпывающего перечня сведений о полномочиях КСО, задачах и функциях структурных подразделений органа.
4.9. Критерий «Наличие биографии председателя»
Развитие, активность и инициативность КСО в значительной степени зависят от деятельности председателя и его волевых качеств. Он полномочен осуществлять руководство деятельностью КСО, в частности, организовывать работу, утверждать основные документы, представлять КСО во взаимоотношениях с иными органами и организациями.
Именно от председателя зависит определение стратегии развития КСО и качество организации внутренней работы. Это предопределяет высокие требования к кандидатуре председателя.
По сути, председатель является лицом, т.е. представителем своего КСО. Во многом на основе данных о его личности, профессиональном опыте и образовании граждане могут составить мнение о профессионализме КСО, об уровне эффективности и компетентности его работы. Поэтому наличие на официальном сайте раздела о председателе КСО так важно и необходимо.
По данному критерию в ходе исследования была выявлена следующая статистика: на сайтах 69 из 85 КСО имеется раздел с биографией председателя КСО, что говорит о положительной динамике и по сравнению с предыдущим исследованием несколько КСО добавили данный информационный раздел на своем сайте.
4.10. Критерий «Наличие сведений о руководителях КСО»
КСО субъектов являются органами коллегиального типа. Решения по ключевым вопросам планирования и организации деятельности КСО принимаются коллегией, в состав которой входят председатель КСО, заместитель председателя КСО и аудиторы.
Таким образом, помимо председателя, ключевые аспекты функционирования КСО регулируются аудиторами и заместителем председателя. Поэтому необходимо представлять информацию также и об их профессиональном образовании и трудовой деятельности.
На сайтах 58 из 85 КСО данный раздел представлен, у 4 КСО имеется данный раздел, однако, в нем представлены сведения не обо всех руководящих членах КСО.
На сайтах 24 КСО (28 %) не размещены биографии заместителя председателя и аудиторов.
4.11. Критерий «Размещение информации о внутреннем финансовом аудите за 2021 год»
Несмотря на то, что прямой обязанности размещения информации о внутреннем финансовом аудите законодательством России и стандартами внутреннего финансового аудита не установлено, часть КСО размещают такую информацию у себя на сайте.
Считаем, что в некоторой степени, КСО могут показывать образец бюджетной дисциплины путем размещения информации о проведенных мероприятия внутреннего финансового аудита.
Такую информацию размещают только 7 КСО (8%).
4.12. Критерий «Наличие информации о кадровом обеспечении КСО»
85 |
Раздел о кадровом обеспечении КСО значим в контексте открытости данных органов. Штат сотрудников КСО формируется на конкурсной основе. Соответственно, граждане, желающие поступить на государственную службу в КСО, должны обладать необходимой информацией:
— о порядке поступления на государственную службу;
— о том, каким квалификационным требованиям они должны соответствовать;
— о порядке проведения конкурса на замещение той или иной должности.
КСО должны размещать на своих сайтах нормативную базу по данным вопросам. Кроме того, в указанный раздел должна быть включена информация о кадровом резерве КСО, об имеющихся вакантных должностях.
Данный показатель выполняется практически всеми КСО: раздел о кадровом обеспечении имеется на сайтах 81 из 85 исследованных КСО. Мы можем увидеть положительную динамику по сравнению с прошлым годом, информация о кадровом обеспечении в 2021 году имелась на сайтах лишь 77 КСО.
4.13. Критерий «Наличие информации о работе КСО с обращениями»
85 |
Обращения граждан являются одной из форм участия граждан в управлении государством и содействия в решении государственных и общественных дел.
Направление обращений в КСО является реализацией прав граждан, гарантированных Конституцией России и Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Безусловно, вопросы, содержащиеся в обращениях, должны входить в компетенцию КСО.
То, как КСО проводит работу с обращениями граждан и организаций, является одним из главных показателей открытости и гласности деятельности данного органа.
Ежегодный анализ поступающих в КСО обращений позволяет определить круг вопросов, наиболее важных и актуальных для соответствующего регионального сообщества. По результатам рассмотрения поступивших обращений может быть принято решение о включении отдельных вопросов, затронутых в обращении, в план работы КСО на текущий или следующий год.
Показателем реальной и открытой работы КСО с обращениями является регулярно проводимый анализ поступающих обращений, публикация результатов рассмотрения (какие меры были приняты по итогам рассмотрения), ведение статистики работы с обращениями поквартально с указанием их тематики.
Исследование показало, что большая часть КСО субъектов регулярно, надлежащим образом осуществляет работу с обращениями (57 из 85 КСО субъектов).
Однако было отмечено, что 28 из 85 КСО субъектов вообще не ведут работу с обращениями.
4.14. Критерий «Наличие на сайте информации об информационных системах, базах и реестрах в ведении госоргана»
В целях обеспечения открытости деятельности государственных органов в целом и, в частности, КСО, в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» закреплена норма о том, что информация о деятельности государственного органа, размещаемая им в сети «Интернет», в зависимости от сферы его деятельности должна включать в себя перечни информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении данного государственного органа.
В условиях ускоряющихся процессов цифровизации освещение используемых информационных технологий и систем приобретает особую значимость.
Информационные системы, банки данных составляют совокупность сведений, доступ к которым необходим КСО для реализации их полномочий, выполнения задач информационного обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности.
Проведенное исследование показало, что в полной мере на своих официальных сайтах представляют данные о своих информационных системах, базах и реестрах 68 из 85 КСО субъектов. Достаточно широкий круг КСО не публикуют соответствующую информацию (17 КСО).
4.15. Критерий «Наличие отчета о деятельности КСО за 2021 год»
Публикация ежегодной отчетности о деятельности КСО – это обязанность КСО, предусмотренная Федеральным законом № 6-ФЗ.
Размещение такой отчетности способствует прозрачности деятельности КСО, позволяет сформировать мнение о том, насколько полно и эффективно КСО выполняет свои функции и полномочия, как реализуются пункты плана работы КСО, какие нарушения были выявлены, какие меры были приняты в отношении них, каких реальных результатов удалось достичь.
Данный критерий выполняется всеми КСО.
Хорошая практика
Виджет на главной странице сайта Счетной палаты Красноярского края, аккумулирующий текущие результаты работы КСО.
4.15. Критерий «Время сбора информации»
85 |
Критерий является комплексным, он отражает:
- качество структурированности информации на официальном сайте КСО;
- удобство восприятия;
- простоту поиска необходимого раздела (наличие функционала поиска по сайту);
- наличие актуальной, периодически обновляемой информации;
- наличие современного интерфейса.
Результаты анализа этого показателя являются усредненными. Количество времени, затраченного на поиск информации на сайте конкретного КСО, определялось как среднее значение из показателей времени, полученных при поиске несколькими респондентами.
Так, наиболее качественно смоделированные сайты для поиска и восприятия данных представлены у 38 из 85 КСО.
Средние показатели по времени были получены при анализе 34 КСО.
Наиболее сложными для ориентирования по сайту, вычленения необходимых сведений оказались сайты 13 КСО. Отметим, что имеется негативная тенденция по данному критерию по сравнению с 2021 годом.
4.16. Критерий «Размещен классификатор нарушений»
Четкая формулировка содержания нарушений непосредственно влияет на эффективность самого государственного аудита.
Большинство КСО (53) разместили на своих официальных сайтах классификатор нарушений, выявляемых в ходе государственного аудита.
Однако ряд КСО размещает только классификатор нарушений, утвержденный Счетной палатой РФ, не публикуя при этом классификатор с учетом региональной специфики, разработанный самим КСО.
У 32 КСО классификатор не размещен.
4.17. Критерий «Размещены отчеты о контрольных мероприятиях»
85 |
Этот критерий является самым сложным из всех, так как большинство КСО не публикуют отчеты о контрольных мероприятиях по тем или иным причинам.
По сравнению с 2021 годом есть небольшая положительная динамика по размещению отчетов.
На наш взгляд, КСО могут придерживаться политики размещения отчетов для обеспечения открытости деятельности. Данный процесс положительно влияет на пользователей информации.
- Объекты контроля: видят результаты проверки, проведенной в отношении их деятельности, понимают, что все жители могут знакомиться с результатами. Таким образом, будет повышаться финансовая дисциплина.
- Жители региона: могут в полном объеме знакомиться с результатами проверки.
- Сотрудники КСО: могут повышать свои профессиональные качества и навыки, видеть лучшие практики других КСО.
Вся информация о бюджетах субъектов России является открытой. Считаем, что КСО только повысят свой авторитет, укрепят независимость при размещении отчетов на сайте. Данный процесс является и обратным: КСО будут повышать качество своих отчетов и повышать культуру их написания.
В данном разделе считаем необходимым отметить КСО с положительной практикой размещения отчетов на сайтах:
Контрольно-счетная палата Воронежской области;
Контрольно-счетная палата Чувашской Республики;
Контрольно-счетная палата Забайкальского края;
Контрольно-счетная палата Пермского края;
Счетная палата Республики Татарстан;
Контрольно-счетная палата Республики Карелия;
Контрольно-счетная палата Тамбовской области;
Контрольно-счетная палата Томской области;
Контрольно-счетная палата Республики Адыгея;
Государственная счетная палата Республики Марий Эл;
Контрольно-счетная палата Республики Алтай;
Счетная палата Красноярского края;
Контрольно-счетная палата Ивановской области;
Счетная палата Республики Мордовия.
Хорошая практика Писать отчет простым и понятным языком. Хотели бы отметить отчеты Контрольно-счетной палаты Забайкальского края в 2022 году. В них мы увидели внедрение практики написания и структурирования отчетов понятным языком. Дополнительно, данный КСО публикует презентации по результатам мероприятия, что тоже расширяет круг потенциальных пользователей информации.
|
4.17. Критерий «Наличие краткой информации о контрольных мероприятиях»
В соответствии со статьей 19 Федерального закона №6 КСО размещают на своих официальных сайтах информацию о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях, о выявленных нарушениях, о внесенных представлениях и предписаниях, а также о принятых по ним решениях и мерах.
77 КСО размещают указанную краткую информацию о проведенных мероприятиях, при этом на сайтах 8 КСО такая информация отсутствует.
4.18. Критерий «Краткая информация дает представление о мероприятии: есть общие выводы, нарушения, рекомендации»
В целом в краткой информации о контрольных мероприятиях большинства КСО присутствуют все необходимые элементы для идентификации конкретного КМ (объект, предмет, цель, проверяемый период, основные результаты КМ, меры, принятые КСО). Однако стоит отметить следующую тенденцию: практически во всех КСО в части краткой информации о мероприятиях отсутствуют общая характеристика проверяемой сферы и пункт о рекомендациях КСО.
Некоторые КСО (например, КСП Еврейской автономной области и СП Чукотского автономного округа) публикуют информацию о проведенных КМ в очень сжатом виде, который не дает должного представления о сути мероприятия. Так, в основном указывается лишь то, что КСО утвердил отчет по определенному мероприятию, направил представления в соответствующие органы, выявил некое количество нарушений.
Исследование показало, что всего 26 КСО публикуют краткую информацию, дающую полное представление о проведенном мероприятии.
43 КСО дают лишь частичное представление о мероприятии, размещая только наиболее общие сведения.
Краткая информация о мероприятиях 16 КСО не соответствует признаку полноты.
4.19. Критерий «Размещены стандарты деятельности»
КСО самостоятельно разрабатывают стандарты внешнего государственного финансового контроля, а также стандарты организации деятельности. Стандарты подлежат актуализации в целях повышения качества выполнения КСО своих задач и полномочий.
По итогам анализа выявлено, что превалирующее большинство КСО (83) размещают стандарты деятельности. Соответственно, только 2 КСО не размещают стандарты на своих официальных сайтах.
Отметим, что в связи с изменениями ФЗ №6 было закреплено, что КСО утверждают свои стандарты в соответствии с общими требованиями, утвержденными Счетной палатой РФ. Однако не все КСО актуализировали, согласно этой норме ФЗ №6, свою нормативно-правовую базу в части методологии.
4.20. Критерий «Размещен план работы и внесенные в него изменения»
Согласно статье 12 ФЗ №6, КСО осуществляют свою деятельность на основе планов, которые разрабатываются и утверждаются ими самостоятельно.
Как показал анализ, 74 КСО публикуют актуализированный план работы с указанием внесенных изменений. При этом 2 КСО публикуют план работы, но без учета последующих изменений. План работы отсутствует у 9 КСО.
Хорошая практика
Контрольно-счетная палата Москвы публикует информацию о выполнении плана работы со ссылками на результаты мероприятия и на информацию об устранении нарушений.
4.21. В плане работы есть объекты мероприятия, срок проведения (месяц)
85 |
Критерий позволяет оценить открытость деятельности КСО с позиции того, насколько подробно отражены данные по каждому контрольному и экспертно-аналитическому мероприятию в плане работы.
Согласно проведенному исследованию, только 30 КСО указывают в своем плане работы весь перечень объектов мероприятия и конкретный срок его проведения.
Считаем, что КСО для обеспечения открытости деятельности могут указывать все объекты контроля и конкретные сроки проведения мероприятия. Это способствует информированности граждан и повышению финансовой дисциплины в объектах контроля.
Хорошая практика
В качестве одной из хороших практик по указанному критерию можно привести опыт КСП Пермского края, публикующей планы работы с наиболее развернутой структурой: помимо наименования мероприятий, ответственных за их проведение лиц, времени проведения, указывается также в отдельной графе проверяемый период, основание для включения мероприятия в план работы и объекты контроля.
.
4.22. Критерий «наличие стратегии деятельности или иного понимания ориентиров развития КСО, его позиционирования в обществе»
4.23. Критерий «Наличие в стратегии деятельности раздела про открытость информации
Стратегия деятельности или иной документ — основа для формирования приоритетов функционирования КСО, концепции работы по направлениям их деятельности, а также для подготовки годовых планов работы.
Анализ показал, что всего 6 КСО утверждают и публикуют в открытом доступе стратегию своей деятельности или иной документ (концепция, миссия).
Наличие специального раздела отвечает на вопрос: считают ли КСО открытость одним из важнейших принципов своей деятельности и нацелены ли они на практическую реализацию этого принципа в рамках своего функционирования. Наличие раздела, посвященного открытости информации, в стратегическом документе КСО свидетельствует о том, что данные органы выстраивают свою работу с позиции необходимости расширения возможностей для повышения информированности граждан о приоритетах, процессах и результатах своей деятельности.
Только 4 КСО в структуре стратегии своей деятельности имеют специальный раздел об открытости.
Хорошая практика
Стратегия развития Контрольно-счетной палаты Воронежской области
КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НА СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ (до 2024 года)
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ Контрольно-счетной палаты Республики Хакасия на 2022 — 2027 годы
Доведение результатов до общественности
|
Задача 4. Развитие принципа гласности и открытости в деятельности Контрольно-счетной палаты, предоставление информации о работе Контрольно-счетной палаты на доступном для всех целевых аудиторий языке. |
4.24 Критерий «Сведения об использовании КСО выделяемых бюджетных средств»
Наличие таких сведений позволяет увидеть, какой объем бюджетных ассигнований был выделен на обеспечение деятельности КСО, по каким направлениям деятельности КСО были произведены расходы. Публикация данных сведений является одним из аспектов принципов подотчетности и прозрачности в деятельности КСО: утверждая и развивая эти принципы в системе государственного управления, КСО должен сам являть собой пример соответствия им.
64 КСО размещают указанные сведения, на сайтах 21 КСО такая информация отсутствует.
Хорошая практика
Одной из хороших практик, выявленных в ходе исследования, является опыт КСП Пермского края. Информация в рамках каждого года представлена подробно, поквартально, в наглядной форме (в виде таблицы). Указывается наименование показателя (например, обеспечение деятельности Ассоциации КСО Пермского края), утвержденные бюджетные назначения на год, сколько этих назначений за год исполнено, процент исполнения. Также поквартальные сведения об использовании бюджетных средств содержатся на сайте КСП Рязанской области.
4.25. Критерий «Версия для слабовидящих»
85 |
Критерий «Версия для слабовидящих»
Одной из важных задач государства является предоставление равных возможностей всем гражданам, особенно через систему доступной среды. Так, версия сайта для слабовидящих является стандартным требованием к информационному порталу органов власти.
Данный критерий приобретает особую важность в контексте принятия Московской декларации ИНТОСАИ, в которой ВОА заявили о своей приверженности принципу инклюзивности.
На сайтах 36 КСО нет версии для слабовидящих, она присутствует только у 49 КСО.
За данный критерий мы ввели понижающий балл -5 при отсутствии такой версии.
4.26 Критерий «Наличие обратной связи и возможность пользователей запросить данные через специальную форму»
Наличие на сайте КСО параметра обратной связи во многом определяет базовые возможности пользователей оперативно обратиться в КСО с вопросом или предложением, поделиться своим мнением о качестве данных, размещенных на сайте.
63 КСО располагают формой обратной связи, на сайте 22 КСО такой функционал отсутствует.
4.27. Критерий «Размещена политика конфиденциальности»
Персональные данные — любая информация о посетителе страницы, которая позволяет его опознать. Например, имя, возраст, телефон, электронная почта, домашний адрес, фотография. Закон 152-ФЗ запрещает собирать, хранить и обрабатывать эти данные без согласия человека. За нарушения владельцев сайтов штрафуют по ст. 13.11 КоАП.
Владелец сайта берёт у каждого посетителя согласие на сбор, обработку и хранение персональных данных. Подписывать документ на бумаге — затруднительно, из-за этого сайт растеряет всех посетителей. Поэтому есть способ проще — выложить на сайт специальный документ.
В политике конфиденциальности прописывают, какую информацию и с какой целью собирают. Сообщают также, какое действие считается согласием на обработку персональных данных. Например, оформление заказа или заполнение формы — ч. 2 ст. 18.1 152-ФЗ.
Только на 10 сайтах КСО размещена политика конфиденциальности. На сайтах 75 КСО ее нет.
Хорошая практика
Конструктор политики обработки персональных данных – за 5 минут КСО может получить готовый документ для размещения на сайте.
Ссылка: https://tilda.cc/ru/privacy-generator/.
.
4.27. Критерий «Оптимизация сайта под мобильные устройства»
В последнее время крупнейшие поисковые системы в исследованиях отмечают, что доля просмотров сайтов с мобильных устройств уже выше, чем с компьютеров.
Наличие адаптации сайта под мобильные устройства повышает их просмотры, позиции в поиске и удобство для пользователей.
У большинства КСО (43 КСО) сайты не оптимизированы под мобильные устройства.
4.28. Критерий «Наличие сертификата безопасности»
SSL-сертификат – это цифровой сертификат, удостоверяющий подлинность веб-сайта и позволяющий использовать зашифрованное соединение. Аббревиатура SSL означает Secure Sockets Layer – протокол безопасности, создающий зашифрованное соединение между веб-сервером и веб-браузером.
Компаниям и организациям необходимо добавлять SSL-сертификаты на веб-сайты для защиты онлайн-транзакций и обеспечения конфиденциальности и безопасности клиентских данных.
SSL обеспечивает безопасность интернет-соединений и не позволяет злоумышленникам считывать или изменять информацию, передаваемую между двумя системами. Если в адресной строке рядом с веб-адресом отображается значок замка, значит этот веб-сайт защищен с помощью SSL.[1]
У 45 КСО на сайтах имеются сертификаты безопасности.
Однако у 40 КСО их нет, что в том числе, приводит к оповещению браузеров о посещении небезопасного сайта.
4.29. Критерий «Наличие переадресации с http на https»
При наличии сертификата безопасности важно установить на нем переадресацию с небезопасной версии на безопасную. Их 45 КСО, у которых есть сертификат, переадресации нет у 3 КСО.
[1] https://www.kaspersky.ru/resource-center/definitions/what-is-a-ssl-certificate
Оценка реагирования на информационные запросы
Предоставление информации о деятельности государственных органов по запросу жителей предусмотрено положениями Федерального закона № 8-ФЗ, что обеспечивает реализацию конституционного права граждан на доступ к информации.
Вместе с тем, КСО по своему статусу не относятся к государственным органам, потому на них не распространяются требования Федерального закона № 8-ФЗ.
Для проведения эксперимента был сформирован запрос, состоящий из трех вопросов. Оценка критериев осуществлялась: 2 балла – есть ответ, 0 баллов – нет ответа.
Для рассылки использовались адреса электронной почты КСО.
В тексте запроса специально отмечалась просьба направить ответ на адрес электронной почты. Запрос информации был разослан в КСО в феврале 2022 года от имени студента, проводящего исследование для своей дипломной работы.
По результатам эксперимента выявилась негативная тенденция, а именно факт того, что 44 КСО (52%) вообще не прислали ответ на запрос. Хотя в 2021 году не прислали ответ 32% КСО.
Кроме того, 6 КСО не соблюли срок ответа на запрос в 30 дней, установленный Федеральным законом № 8-ФЗ.
В запросе было три вопроса:
1) предоставить копию отчета — большинство КСО отказали в его предоставлении по следующим необоснованным причинам:
— наличие персональных данных;
— наличие служебной информации;
— ссылка на законодательство, что нет норм права, устанавливающих право получить копию отчета;
2) предоставить информацию о мероприятиях по проверке расходов на противодействие коронавирусной инфекции в регионе – большинство КСО ответили на него;
3) рассказать о применении стратегического аудита в своей деятельности – большинство КСО предоставили информацию.
Плохая практика
В данном разделе вынуждены привести плохие «формальные» ответы, которые мы получили в ответ на запрос:
— вся публичная информация размещается на сайте;
— ответы на все поставленные вопросы Вы можете найти на официальном сайте;
— вся информация представлена на сайте;
— для рассмотрения Вашего обращения просим направить его на официальный сайт через форму обращения граждан.
То есть запрос информации или обращение гражданина в части КСО было рассмотрено формально. Некоторые КСО отказались рассматривать письма, полученные по электронной почте. Тогда возникает вопрос о необходимости публикации электронного адреса на сайте.
Открытый диалог
Региональные КСО призываются развивать культуру публичности. Согласно Концепции взаимодействия Счетной палаты РФ и КСО субъектов РФ, важно использовать современные подходы в работе с различными целевыми аудиториями, в том числе посредством социальных сетей и официальных сайтов в сети «Интернет». Счетная палата РФ и региональные КСО нацелены на то, чтобы сделать сам язык государственного аудита простым и понятным для любого гражданина.
В Московской декларации ИНТОСАИ также говорится о важном значении социальных сетей в контексте открытости ВОА. Так, ВОА призываются искать новые способы вовлечения граждан в сферу государственного аудита с тем, чтобы совместными усилиями находить нестандартные решения общественно значимых задач. И таким универсальным инструментом вовлечения являются соцсети, с помощью которых можно не только проинформировать граждан, но и вступить с ними в прямой диалог по конкретным вопросам.
Согласно проведенному исследованию, только 11 КСО имеют аккаунты в социальных сетях. Преобладающие большинство КСО (74) еще находятся на этапе планирования использования данного инструмента коммуникации с обществом в своей деятельности.
Критерий «Наличие аккаунтов в социальных сетях и ссылка на них на официальном сайте контрольно-счетного органа»
Данный критерий позволяет пользователям сайта контрольно-счетного органа узнать информацию о наличии либо отсутствии аккаунта органа в социальных сетях и непосредственно перейти по ссылке на данный аккаунт.
Критерий «На странице есть адрес, телефон, время работы, ссылка на сайт. Размещение контактной информации позволит пользователям наладить коммуникационный обмен»
Пользователи могут оставлять комментарии на сайте. Данный способ коммуникации позволяет узнать мнение граждан, а также получить обратную связь. Более того, посредством оставления на сайте комментариев пользователи делятся своими идеями для развития и совершенствования работы КСО.
Критерий «В каждом аккаунте есть ежедневные посты по будням»
Необходимость ежедневного постинга в социальных сетях обусловлена тем, что современный человек привык обрабатывать большое количество информации, постоянное получение свежего контента позволяет пользователям не только утолить потребность в получении определенных знаний в этой сфере, но и поэтапно отслеживать деятельность органов.
Подписавшись на страницу в социальных сетях, пользователи надеются на частые обновления, в противном случае, при долгом молчании они просто начнут отписываться от новостей КСО. Также необходимо учесть специфику социальных сетей, так как алгоритмы, используемые на сайтах, поощряют уникальный и постоянно обновляемый контент. Если посты будут публиковаться часто и регулярно, умная лента будет чаще показывать их подписчикам.
Критерий «Возможность написать сообщение в аккаунте (выборочно)»
Данный критерий позволяет установить взаимосвязь между пользователем и контрольно-счетным органом, так как с помощью оставления сообщений граждане могут непосредственно узнавать об интересующих их вопросах. Данный способ коммуникации является одним из наиболее эффективных, так как социальные сети — это то, что пользователи обновляют каждый день, и то место, где им проще ориентироваться.
Критерий «Реакция на запрос через социальные сети в период до 10 дней»
Своевременность реакции позволит информации, которая будет получена пользователем, оставаться для него актуальной. Граждане будут видеть желание органов взаимодействовать с ними.
В целом в большинстве из 11 КСО выполняются данные критерии. Вместе с тем более полноценная оценка может быть проведена только при большей выборке.
Призываем КСО активнее использовать социальные сети для информирования населения о своей работе.